Создать сайт просто! Почему надо поменьше слушать заказчиков?

В многочисленных статьях о том, как стать хорошим веб-разработчиком, вы встретите совет вроде, «Внимательно слушайте потенциального заказчика!». И отчасти этот совет полезен. Но не всегда.

Безусловно, вы должны слушать человека, что бы понять, какая перед ним стоит задача и что он хочет получить. Однако, как только вы слышите фразу вроде, «Да там всё легко, я бы и сам всё это сделал…», вы должны насторожиться и многократно проверить и уточнить вводные данные.

И дело даже не в том, что человек хочет вас обмануть. Просто он сам еще не до конца разобрался и оценил сложности, с которыми придётся столкнуться во время создания сайта или его последующего сопровождения.

Очень часто начинающие веб-разработчики упускают этот момент и попадают в неприятные ситуации, потому, что поспешили взять заказ, послушали заказчика, который не придал значения каким-то особенностям своего проекта. В результате он не подумал, что ему эти функции понадобятся. А когда вы уже пришли сдавать проект, окажется, что это же логично, что бы всё работало именно так, а не иначе. До того логично, что даже не обсуждалось при составлении технического задания.

В итоге виноват будет только разработчик. Вы останетесь с потраченным временем и неприятным осадком от работы. Не забывайте, что заказчику всё кажется легко, только потому, что это не он, а вы сидите перед монитором ночами и ломаете голову, как всё грамотно сделать.

Так же легким кажется то, что уже у кого-то работает в Интернете. Поэтому к вам может обратиться человек с просьбой сделать копию лэндинг Пейджа, а скинет ссылку на многостраничный сайт. И объяснит это тем, что там простые страницы, которые ничего не стоит скопировать. А между тем там попадётся и каталог товаров и калькулятор расчёта конечной цены услуги и много еще чего такого, что заказчик не заметил. И обязательно заметит при сдаче вами заказа.

Создать сайт просто! Почему надо поменьше слушать заказчиков?

Поэтому не спешите называть цену, оперевшись на случайно вырвавшуюся у заказчика фразу, «Да там всё просто. Надо просто скопировать страницу.» или «А сколько будет стоить простой одностраничник?»

Обязательно задайте кучу вопросов и добейтесь ответов на них. Только так вы будете уверены, что более менее правильно поняли задачу и выявили все острые углы. Будет в этом уверен и заказчик.